четверг, 4 декабря 2014 г.

Диагностический срез, декабрь 2013 года




Часть 1.
А1. Примером конструктивного взаимодействия человеческого общества с природой является
1)      нарушение экологического баланса степных районов, их опустынивание
2)      исчезновение многих видов морской флоры и фауны, сокращение морских биоресурсов
3)      законодательное ограничение использования генномодифицированных продуктов
4)      выведение экологически «грязных» производств в страны «третьего» мира.
А2. Общество как динамическую систему отличает признак:
1)      наличие определенных социальных институтов и подсистем
2)      обособление от природной среды, утрачивание связи с ней
3)      возникновение новых социальных институтов и отмирание старых
4)      вхождение природы и общества в единый материальный мир
АЗ. Какой ряд понятий, терминов и социальных фактов связан с политической жизнью общества?
1)      этнос, социальной конфликт, статус и престиж, малая группа
2)      духовность, научное сообщество, художественный образ
3)      власть, закон, элита и масса, демократические традиции
4)      рынок, страховые фонды, ценные бумаги, венчурные фирмы, издержки
А4. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?
А. В процессе своего развития общество генерирует определенные социальные институты.
Б. Каждый социальный институт связан с объективированием, осмыслением людьми определенных потребностей.
1)      верно А; 2) верно Б;                         3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
А5. Какой ряд понятий, терминов связан с индустриальной стадией в развитии общества?
1)      сельская община, сословное деление, натуральное хозяйство
2)      глобализация, микропроцессор, электронные сети
3)      цеховые уставы, наследуемые статусы, авторитарная власть
4)      фабричное производство, транспортная инфраструктура, рынок.
А6. Какое понятие обобщает, объединяет по смыслу остальные?
1)   индивидуальность           2) личность    3) человек      4) индивид
А7. Человека как личность, прежде всего характеризует
1)    тип нервной системы   3) умение общаться с людьми
2)    разрез и цвет глаз          4) наследуемые признаки
А8. Социальным, формируемым в процессе взаимодействия с обществом, качеством человека является
1)    способность укрываться от опасности
2)    владение навыками трудовой деятельности
3)    потребность в поддержании теплового баланса
4)    инстинктивное ощущение опасности
А9. Учёные определяют человека как биопсихосоциальное существо. Что относится к психически качествам человека?
1)    ценностные установки и жизненные принципы
2)    направленность личности, сила эмоций
3)    расовые признаки и цвет кожи
4)    трудовые умения и приемы познания
А10. Реформа, предполагающая введение единого налога на недвижимое имущество, представляет собой деятельность
1)    материально-производственную        3) ценностно-ориентировочную
2)            социально-преобразовательную     4) познавательную
А 11.   Художественное (эстетическое) познание основано на
1) выдвижении научных гипотез
2) обобщении данных, полученных экспериментальным путем
3)    накоплении и обобщении жизненного опыта
4)    отображении мира в художественных образах
А12. Какие из категорий характерны для научного познания мира
1)    доброе-злое                                                                3) справедливое - несправедливое
2)    объективное - субъективное                           4) прекрасное - безобразное
А13. Научное познание в отличие от познания эстетического, характеризуется
1)    нацеленностью на поиск истины
2)    выделением эмпирического и теоретического уровней
3)    наличием познаваемого объекта и познающего субъекта
4)    отображением мира в субъективных чувственных образах
А14. Какая область научного знания исследует природу прекрасного и безобразного?
1)                                 этика            2) эстетика            3) психология        4) логика
А15. Жизненная позиция человека, считающего необходимым жить для людей и во имя людей, творить добро, характеризуется как
1)    аскетическая                                                      3) нигилистическая
2)      альтруистическая                                  4) скептическая
 
                               Задания с кратким ответом
Г

В1. Запишите слово, пропущенное в таблице
Ветви власти
Высшие органы государственной власти РФ
Исполнительная
Правительство РФ
Законодательная
 
 
 
В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности». Найдите и выпишите два термина «выпадающих» из общего ряда.
1)                     Субъект, 2) цель,3) средства, 4) индивид, 5) объект, 6) результат, 7) знание


ВЗ. Установите соответствие между социальными нормами и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Подпись: Виды
социальных
норм
1) церемония
2) обычай
3) этикет
4) право
Примеры
A)     гражданин Н. Был оштрафован за парковку мотоцикла в неположенном месте                
Б) посол вручил верительные грамоты главе государства
В)мужчина помог женщине выйти из легкового автомобиля, открыв дверцу и подав ей руку
Г) президент на инаугурации приносит клятву, положив руку на Конституцию
Д) отмечая праздник Навруз, тюркские народы готовят национальные кушанья
Е) встретив хорошо знакомого, мужчина пожал ему руку
 
В4. Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры под которыми они указаны.
1) авторство часто не определено
2)  носит преимущественно коммерческий характер
3)  не требует специальной подготовки для своего восприятия
4)  появилось раньше других форм культуры
5)  рассчитана на узкий круг ценителей
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого обозначено определенной буквой. (А) Пока не достаточно разъясняется роль образования в современном мире. (Б) Образование - -один из каналов, обеспечивающих социальную мобильность. (В) За последние годы в среде студенчества возросла доля уроженцев сел и небольших городов. (Г) Это, несомненно, достижение в реализации права равного доступа к образованию. (Д) Однако, в этом направлении сделано далеко не все.
Определите, какие положения текста носят
1)    Фактический характер;
2)    Характер оценочных суждений.
3)    характер теоретических утверждений
В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выбирайте последовательно слова, подходящие по смыслу. Обратите внимание, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Важным вопросом в жизнедеятельности общества издревле являлось взаимодействие с   (1).
Природа - среда обитания общества, во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая
своими, не зависящими от воли и желаний человека законами. Первоначально человек и           (2)
являлись неотъемлемой частью природного мира. В процессе развития общество обособилось от природы,
но сохранило тесную__________ (3) с ней. В древности люди полностью зависели от окружающего мира и не
претендовали на господствующую роль на Земле. В самых ранних__ (4) провозглашалось
единство человека, животных, растений, явлений природы - люди верили, что всё в природе обладает душой и состоит друг с другом в родственных отношениях.
Постепенно люди стали изменять                (5) для своих хозяйственных нужд - вырубать леса,
орошать пустыни, разводить домашних животных, строить города. Если одни старались максимально использовать окружающие условия и приспосабливаться к ним, то другие полностью преобразовывали, приспосабливали природу к своим       (6).
А) социальный институт; Б) интернационализация; В) потребности; Г) человеческие сообщества;
Д) природа; Е) группы; Ж) связь; 3) религиозные взгляды; И) окружающий мир.


Часть 3. Задания с развернутым ответом.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы С1-С4.
Мне кажется те, кого 'приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. (...) машина не цель. Самолёт - не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.
(...) Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу - прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что всё это для того и создавалось, чтобы служить людям. (...)
Даже машина, становясь совершеннее, делает своё дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека - создателя машин, все его расчёты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно был нужен опыт прошлых поколений, чтобы всё стройней и чеканней становилась колонна, киль корабля или фюзеляж самолёта, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий (...). Кажется, будто работа инженеров, чертёжников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным - уже не крыло, прикреплённое к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития - это уже почти не машина.
Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших брудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина - пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.
(А де Сент-Экзюпери. «Планета людей») С1. Найдите в тексте три примера преобразовательной деятельности человека.
С2. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.
СЗ. Можно ли запечатлённый в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.
С4. Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество». Привлекая знания из обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об обществе.
Сб. Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения).
С7. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Научное познание и его основные признаки». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
 
 
На выполнение диагностического среза по истории отводится 120 минут. Работа состоит из 3 частей, содержащих 28заданий.
Часть 1 состоит из 15 заданий. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, только один из которых верный.
Часть 2 состоит из 6 заданий, требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).
Часть 3 состоит из 4 заданий к документу (С1-С4), заданий с развернутым ответом С5, С6 и задания С7 - составление развернутого плана.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем удачи!
Часть 1.
А1.Общество, в отличие от природы,
1)   является системой                3) выступает в качестве творца культуры
2)    находится в постоянном изменении          4) подчиняется объективным законом развития
А2. Общественный прогресс представляет собой
1)    направленное развитие от менее совершенного к более совершенному
2)    способы взаимодействия людей, связи и отношения между ними
3)    большие и малые группы как формы объединения людей
4)    взаимосвязь подсистем и социальных институтов
АЗ. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как
1)                                       систему          2) часть природы              3) материальный мир        4) цивилизацию
А4. К глобальным демографическим проблемам относится
1)   угроза ядерной войны
2)    сокращение биологического разнообразия
3)    нарушение естественного природного баланса
4)    увеличение доли пожилых людей в структуре населения
А5. Верны ли следующие суждения об обществе как системе
А. Различные элементы общества взаимосвязаны и взаимодействуют в его развитии.
Б. Общество не испытывает воздействия природы, так как обособлено от нее.
1)                                                                            верно А; 2) верно Б;      3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
А6. К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится
1)  общение с помощью членораздельной речи       3) способность абстрактно мыслить
2)      потребность быть в обществе                               4) приспособление к условиям среды
А7. Какой признак отличает человеческую деятельность от поведения животных?
1)    использование орудий, приспособлений
2)    генетическая запрограммированность '
3)    сознательная постановка целей
4)      инстинктивное приспособление к окружающему миру


А8. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.
Б. Большое влияние на становление личности оказывает ее ближайшее социальное окружение.
1) верно А; 2) верно Б;                           3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
А9. Согласно одному из существующих в науке подходов, различают практическую и духовную деятельность. Примером практической деятельности является
1)    Познание законов развития общества
2)    Производство товаров повседневного спроса
3)    Изучение сокровищ народной мудрости
4)    Формирование научной картины мира
А10. Научные знания, в отличие от обыденных,
1)    Предполагают проверку истинности полученных сведений
2)    Отражают окружающую действительность
3)    Формируются на основе жизненного опыта
4)    Передаются из поколения в поколение
АН. Биологическую природу человека отражает потребность
1)    познавать себя
2)    общаться с близкими
3)    трудиться
4)    иметь детей
А12. Страна А с населением в 50 млн человек расположена в Северном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности страны А к обществам индустриального типа?
1)    В стране действует конституция
2)    В стране проживает многонациональное население
3)    Основу хозяйства страны составляет промышленное производство
4)    Верховная власть в стране передается по наследству
А 13. Верны ли суждения?
А. Потребности характерны только для человека и не свойственны животным.
Б. Нельзя говорить о потребностях социальной группы - потребности свойственны только индивиду.
1) верно А; 2) верно Б;                            3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
А14. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, - это
1)    Выводы, полученные научным путем
2)    Экспериментально установленные факты
3)    Знание, которое никогда не будет опровергнуто
4)    Суждения, лишенные субъективных оценок
А15. В отличие от обществ традиционного типа, к характеристикам современного общества относится
1)    Преобладание коллективистских форм сознания
2)    Высокий уровень социальной мобильности
3)    Доминирование государственной формы собственности
4)      Приспособительный характер деятельности людей
                                 Задания с кратким ответом
В1. Запишите слово, пропущенное в таблице
Тип общества
Основной фактор производства
Аграрное
Земля
Постиндустриальное
 
 
В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой проявление человека, нехарактерные для животного. Найдите и выпишите два термина «выпадающих» из общего ряда.
1)  индивид, 2) личность, 3) гражданин, 4) субъект, 5) объект, 6)творец
Подпись: УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯВЗ. Установите соответствие между учебными заведениями и ступенью образования: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
 
СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ


 


А) правовой колледж
Б) гуманитарный университет
1)      1)общее образование
2)   2) профессиональное образование




В) кадетская школа


Г) общеобразовательная школа-интернат


Д) гимназия


В4. Укажите в приведенном перечне средства массовой информации:


  1. Классный журнал
  2. Ежегодный альманах
  3. Областная газета
  4. Региональная радиостанция
  5. Информационный сайт деканата факультета
  6. Интернет-версия газеты
    Запишите цифры, под которыми они указаны.
    В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
    (А) Виды искусства - это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности. (Б) Ее продукты собрала, в частности, выставка шедевров «Святая Русь». (В) На выставке представлено 450 предметов из 25 российских музеев. (Г)Один экспонат приехал из Лувра. (Д) По своим масштабам эта выставка не имеет равных.
    Определите, какие положения текста носят


  1. фактический характер
  2. характер оценочных суждений
  3. характер теоретических утверждений
    В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выбирайте последовательно слова, подходящие по смыслу. Обратите внимание, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
    В соответствии с современными                      (1) представлениями человек - это целостное
    биопсихическое существо, которое является и организмом, и носителем      (2),
    И главным участником ___________ (3) (т.е. существом социальным). Своеобразие человека отражают
    социальность его бытия, наличие разума, воли, ценностей, общительность, постоянное развитие в
    процессе                               (4). Даже ____ (5) свойства человека во многом несут на себе отпечаток
    воздействия общества. Но единого_____ _(6) о становлении человека как особого вида живых существ
    не существует.
    А) исторический процесс Б) научный В) биологический Г) культура Д) жизнедеятельность Е) обыденный Ж) мнение 3) потребность И) социальная динамика


Часть 3. Задания с развернутым ответом.


Прочитайте текст и ответьте на вопросы С1-С4.


Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.


Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.


Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом.


Таким образом, познание - это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учётом потребностей субъекта...


Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом...


При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс с вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задаёт субъекту познания свои правил игры.


Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.


И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть точное знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от смутного восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному.


(И.И. Калъной, Ю.А. Сандулов)


С1. Какие два определения познания дают авторы?


С2. Как авторы определяют субъект познания? Какие три субъекта познания они называют?


СЗ. Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них.


С4. В тексте говорится о вопросах истины знания, ее критерия как проблемы в отношении между знанием и объектом. С опорой на знания курса, назовите любые известные вам три критерия истины.


С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная роль». Привлекая знания из обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной роли.


Сб. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.


С7. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Деятельность человека». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий