Спецификатор диагностического среза по обществознанию. 11 класс
СПЕЦИФИКАЦИЯ
диагностической работы для проведения регионального
мониторинга
по обществознанию (профильный уровень) в 11 классе
1. Назначение работы – определение уровня
подготовки обучающихся 11-х классов (профильный уровень) образовательных организаций
по обществознанию.
2.
Содержание работы определяется на основе следующих нормативных
документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта
общего образования. Основное общее образование. Обществознание» (Приказ
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
2. Кодификатор элементов содержания и требований
(умений) по обществознанию, составленный на основе Обязательного минимума
содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки
выпускников начальной школы.
3. Характеристика структуры и содержания работы
Работа по обществознанию
состоит из 2-х частей и включает в себя 30 заданий, различающихся формой и
уровнем сложности (таблица 1).
Часть 1 содержит 20 заданий с выбором ответа. Их
обозначение в работе: 1, 2, …, 20. К каждому заданию приводится четыре варианта
ответа, из которых верен только один.
Часть 2 содержит 10 заданий, к которым требуется
дать краткий ответ. Их обозначение в работе: 21, 22, ..., 28. Задание с
кратким ответом считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той
форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания. Ответом на
задания части 2 является последовательность цифр.
Таблица 1.
Распределение заданий по частям работы
№
|
Части работы
|
Число
заданий
|
Максимальный
балл
|
Тип заданий
|
1
|
Часть 1
|
20
|
20
|
Задания
с выбором ответа
|
2
|
Часть 2
|
10
|
18
|
Задания с кратким ответом
|
Итого
|
30
|
38
|
|
4.
Распределение заданий работы по уровням сложности
В работе представлены задания различных уровней
сложности: базового, повышенного.
Задания базового уровня включены в часть 1 и часть 2 работы.
Это простые задания, проверяющие усвоение ключевых элементов содержания и
базовых умений по обществознанию.
Задания повышенного уровня включены в 1 и 2 часть
работы. Эти задания направлены на проверку умений систематизировать, обобщать и
группировать усвоенный материал.
Часть 1 содержит 20 заданий. Часть 2 содержит 10
заданий. В таблице 2 представлено распределение заданий работы по уровню
сложности.
Таблица 2.
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности
заданий
|
Число заданий
|
Максимальный первичный балл
|
Процент максимального первичного
балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла
за всю работу, равного 38
|
базовый
|
17
|
17
|
45
|
повышенный
|
13
|
21
|
55
|
итого
|
30
|
38
|
100%
|
5. Время выполнения работы – 60 минут
(без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся).
6. Дополнительные
материалы и оборудование: нет.
7. Система
оценивания отдельных заданий и работы в целом
Задание с выбором
ответа считается выполненным, если выбранный номер ответа совпадает с верным
ответом. Каждое из заданий оценивается 1 баллом. Максимальное
количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания первой части работы, — 20 баллов.
Задание с кратким
ответом считается выполненным, если ответ совпадает с верным ответом. За верное
выполнение заданий № 22, № 30 обучающийся
получает по 1 баллу за каждое. За верное выполнение заданий № 21, № 24, №
26, № 27, № 28, № 29 обучающийся
получает по 2 балла за каждое. Задания № 23 и № 25 оцениваются следующим
образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной
ошибкой – 1 балл; неверное выполнение
задания – 0 баллов. Каждое задание части 2 считается выполненным верно, если
ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. Максимальное количество баллов, которое может набрать
обучающийся, правильно выполнивший
задания второй части работы, — 18
баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей
работы, – 38 баллов.
Шкала перевода набранных баллов в оценку
Оценка
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
Балл
|
0-12
|
13-24
|
25-34
|
35-38
|
8. План работы
по обществознанию в 11-х классах
Уровни сложности задания:
Б – базовый (примерный процент выполнения – 60–90);
П – повышенный (примерный процент выполнения – 40–60).
№
|
Код и наименование раздела
|
Код и наименование контролируемого элемента
содержания
|
Код контролируемого умения
|
Уровень сложности
|
Максимальный балл за выполнение задания
|
|
Часть I
|
||||||
1
|
1. Человек и общество
|
1.4. Знать,
понимать особенности
социально-гуманитарного познания.
|
Б
|
1
|
||
2
|
1.13. Многовариантность общественного
развития. Типология обществ.
|
1.3. Знать,
понимать тенденции развития важнейших
социальных институтов.
|
Б
|
1
|
||
3
|
1.13. Многовариантность
общественного развития. Проблема
общественного прогресса.
|
1.2. Знать,
понимать тенденции развития общества в
целом как сложной динамичной системы.
|
Б
|
1
|
||
4
|
1.10.
Общество как форма жизнедеятельности людей.
(Задание на анализ двух суждений).
|
1.2. Знать,
понимать тенденции развития общества в
целом как сложной динамичной системы.
|
П
|
1
|
||
5
|
1.1. Человек
как результат биологической и социокультурной эволюции. Свобода и необходимость в человеческой деятельности..
|
1.1. Знать,
понимать биосоциальную сущность
человека.
|
Б
|
1
|
||
6
|
1.1. Деятельность
человека. (Задание на обращение к социальным реалиям).
|
2.6. Решать познавательные задачи в рамках изученного
материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
|
Б
|
1
|
||
7
|
1. Человек и общество
|
1.3. Деятельность
человека и ее основные формы. Классификации
деятельности.
|
2.5. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения
и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
|
Б
|
1
|
|
8
|
1. Человек и
общество
|
1.3.Деятельность
человека и ее основные формы.
Проблема
познаваемости мира. (Задание на анализ двух суждений).
|
1.4. Знать,
понимать особенности
социально-гуманитарного познания
|
П
|
1
|
|
9
|
1. Человек и
общество
|
1.7. Виды человеческих знаний
Чувственное и рациональное
познание.
|
2.2. Устанавливать соответствия между существенными чертами
и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и
понятиями.
|
Б
|
1
|
|
10
|
2. Сфера духовной культуры
|
2.3. Наука
в жизни современного общества
|
2.3. Сравнивать социальные объекты, выявлять черты
сходства и различия; суждения об обществе и человеке.
|
Б
|
1
|
|
11
|
1. Человек и общество
|
1.8. Понятие истины, ее критерии.
|
2.2. Устанавливать соответствия между существенными чертами
и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и
понятиями.
|
Б
|
1
|
|
12
|
2. Сфера
духовной культуры
|
2.1. Понятие
культуры. Духовная культура. Формы и разновидности культуры.
|
2.2. Устанавливать соответствия между существенными чертами
и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и
понятиями.
|
Б
|
1
|
|
13
|
4. Социальная сфера
|
4.1. Социальная структура общества. Социальные группы. Социальная стратификация. (Задание
на анализ двух суждений).
|
1.3. Знать,
понимать тенденции развития важнейших
социальных институтов
|
П
|
1
|
|
14
|
4.2.
Социальный статус. Социальная роль. (Задание
на обращение к социальным реалиям).
|
2.5. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения
и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
|
Б
|
1
|
||
15
|
4.7.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные
принципы национальной политики в Российской Федерации.
|
1.3. Знать,
понимать тенденции развития важнейших
социальных институтов
|
Б
|
1
|
||
16
|
3. Экономика
и ее роль в жизни общества.
Вместо
экономики нужно проверять позиции Федерального кодификатора 1.8, 1.16
(Системное строение общества. Общественный прогресс)
|
3.1. Экономика и экономическая наука. (1
вариант).
3.2. Факторы производства. Производительность труда. (2 вариант).
|
2.2. Устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
|
Б
|
1
|
|
17
|
3.6. Рынок и рыночный механизм. (Задание
на обращение к графической информации).
|
2.7. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в
различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд).
|
Б
|
1
|
||
18
|
3.4. Экономические системы и
собственность. (Задание на анализ двух суждений).
|
2.2. Устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
|
П
|
1
|
||
19
|
6. Право, его роль в жизни
общества и государства
|
6.2.
Система российского права.
|
2.2. Устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
|
Б
|
1
|
|
20
|
6.7. Конституция РФ. Основы
конституционного строя РФ. (Задание
на анализ двух суждений).
|
2.3. Сравнивать социальные
объекты, выявлять черты сходства и различия; суждения об обществе и человеке.
|
П
|
1
|
||
Часть II
|
||||||
21
|
1. Человек и общество.
|
1.11. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Системное строение общества. Социальное взаимодействие и общественные
отношения. Основные институты общества. (Задание на осуществление выбора
необходимых позиций из предложенного списка).
|
1.1. Сущность общества как формы совместной деятельности
людей.
|
П
|
2
|
|
22
|
4. Социальная сфера
|
4.1. Социальная структура общества. Социальные группы.
Социальная стратификация. (1 вариант)
4.4. Виды социальных норм.
Социальный контроль.
(2 вариант)
(Задание на исключение лишнего
понятия из видового (родового)
ряда).
|
2.5. Приводить примеры социальных объектов определенного
типа. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук.
|
Б
|
1
|
|
23
|
6. Право, его роль в жизни
общества и государства
|
6.6. Признаки и виды
правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. (Задание на классификацию путем установления соответствия).
|
2.2. Устанавливать соответствия между существенными чертами
и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и
понятиями.
|
П
|
2
|
|
24
|
2. Сфера духовной культуры
|
2.4. Образование и его значимость в
условиях информационного общества. Возможности получения общего и
профессионального образования в РФ. Тенденции
развития образования в современном мире. Функции образования. (1
вариант).
2.5. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в
жизни современного общества. Функции религии. Мировые религии. (2
вариант).
(Задание на осуществление
выбора необходимых позиций из предложенного списка).
|
2.1. Описывать основные социальные объекты, выделяя их
существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные
роли.
|
П
|
2
|
|
25
|
1. Человек и общество
|
1.13. Многовариантность
общественного развития.
(Определение
терминов и понятий,
соответствующих
предлагаемому контексту).
|
2.7. Осуществлять поиск социальной информации по заданной
теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие
адаптированные источники); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов
(правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным
темам.
|
П
|
2
|
|
26
|
6. Право, его роль в жизни
общества и государства
|
6.10. Судебная система. Судопроизводство.
Правотворчество и правоприменение.
(Задание
на определение последовательности понятий, представленных в перечне).
|
2.6. Решать познавательные задачи в рамках изученного
материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
|
П
|
2
|
|
27
|
3. Экономика
и ее роль в жизни общества
|
3.6. Рынок и рыночный механизм. (Задание на осуществление выбора
необходимых позиций из предложенного списка).
|
2.7. Осуществлять поиск социальной информации,
представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд)
|
П
|
2
|
|
28
|
2. Сфера духовной культуры
|
2.3. Наука в жизни
современного общества. Формы познавательной деятельности. Уровни и
методы научного познания. (Задание на осуществление выбора необходимых позиций из
предложенного списка при обращении к социальным реалиям).
|
2.1. Описывать, характеризовать основные социальные объекты, выделяя
их существенные признаки
|
П
|
2
|
|
29
|
4.
Социальная сфера
|
4.1. Социальная структура общества. Социальные группы. Социальная
стратификация. Социальная мобильность. Социальные лифты. (Задание на осуществление выбора необходимых позиций из
предложенного списка при обращении к социальным реалиям).
|
2.1. Описывать, характеризовать основные социальные объекты, выделяя
их существенные признаки
|
П
|
2
|
|
30
|
6. Право,
его роль в жизни общества и государства
|
6.10.
Правоохранительные органы. Судебная система
(Задание на выбор обобщающего
понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне).
|
2.4. Объяснять взаимосвязи
изученных социальных объектов.
|
Б
|
1
|
|
Всего заданий – 30, из них
по типу заданий: с выбором ответа – 20; с кратким ответом – 10.
по уровню сложности: Б –17; П – 13.
Максимальный балл за работу
– 38.
Общее время
выполнения работы – 60 мин.
|
||||||
[*]
Жирным курсивом выделены элементы содержания, изучаемые на профильном уровне в
курсе средней (полной) школы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий