вторник, 15 сентября 2015 г.

Спецификатор диагностического среза по обществознанию. 11 класс




 


СПЕЦИФИКАЦИЯ


диагностической работы для проведения регионального мониторинга


по обществознанию (профильный уровень) в 11 классе


 


1. Назначение работыопределение уровня подготовки обучающихся 11-х классов (профильный уровень) образовательных организаций по обществознанию.


 


2. Содержание работы определяется на основе следующих нормативных документов:


1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Обществознание» (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).


2. Кодификатор элементов содержания и требований (умений) по обществознанию, составленный на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников начальной школы.


 


3. Характеристика структуры и содержания работы


Работа по обществознанию состоит из 2-х частей и включает в себя 30 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (таблица 1).


Часть 1 содержит 20 заданий с выбором ответа. Их обозначение в работе: 1, 2, …, 20. К каждому заданию приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один.


Часть 2 содержит 10 заданий, к которым требуется дать краткий ответ. Их обозначение в работе: 21, 22, ..., 28. Задание с кратким ответом считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания. Ответом на задания части 2 является последовательность цифр.


 


Таблица 1. Распределение заданий по частям работы


Части работы
Число заданий
Максимальный балл
Тип заданий
1
Часть 1
20
20
Задания с выбором ответа
2
Часть 2
10
18
Задания с кратким ответом
Итого
30
38
 


 


4. Распределение заданий работы по уровням сложности


В работе представлены задания различных уровней сложности: базового, повышенного.


Задания базового уровня включены в часть 1 и часть 2 работы. Это простые задания, проверяющие усвоение ключевых элементов содержания и базовых умений по обществознанию.


Задания повышенного уровня включены в 1 и 2 часть работы. Эти задания направлены на проверку умений систематизировать, обобщать и группировать усвоенный материал.


Часть 1 содержит 20 заданий. Часть 2 содержит 10 заданий. В таблице 2 представлено распределение заданий работы по уровню сложности.


 


 


 


 


 


 


Таблица 2. Распределение заданий по уровню сложности


Уровень сложности заданий
Число заданий
Максимальный первичный балл
Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 38
базовый
17
17
45
повышенный
13
21
55
итого
30
38
100%


 


5. Время выполнения работы 60 минут (без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся).


 


6.  Дополнительные материалы и оборудование: нет.


 


7.  Система оценивания отдельных заданий и работы в целом


Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный номер ответа совпадает с верным ответом. Каждое из заданий оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший  задания первой  части работы, — 20  баллов.


Задание с кратким ответом считается выполненным, если ответ совпадает с верным ответом. За верное выполнение заданий № 22, № 30 обучающийся  получает по 1 баллу за каждое. За верное выполнение заданий № 21, № 24, № 26, № 27, № 28, № 29 обучающийся  получает по 2 балла за каждое. Задания № 23 и № 25 оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой  – 1 балл; неверное выполнение задания – 0 баллов. Каждое задание части 2 считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший  задания второй части работы, — 18  баллов.


Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы, 38 баллов.


 


Шкала перевода набранных баллов в оценку


Оценка
«2»
«3»
«4»
«5»
Балл
0-12
13-24
25-34
35-38


 


 


8. План работы  по обществознанию в 11-х классах


Уровни сложности задания:


Б – базовый (примерный процент выполнения – 60–90);


П – повышенный (примерный процент выполнения – 40–60).


 


Код и наименование раздела
Код и наименование контролируемого элемента содержания
Код контролируемого умения
Уровень сложности
Максимальный балл за выполнение задания
Часть I
1
1. Человек и общество
 
1.9. Естественные и социально-гуманитарные науки[*].
1.4. Знать, понимать особенности социально-гуманитарного познания.
Б
1
2
1.13. Многовариантность общественного развития. Типология обществ.
1.3. Знать, понимать тенденции развития важнейших социальных институтов.
Б
1
3
1.13. Многовариантность общественного развития. Проблема общественного прогресса.
1.2. Знать, понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы.
Б
1
4
1.10. Общество как форма жизнедеятельности людей.
(Задание на анализ двух суждений).
1.2. Знать, понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы.
П
1
5
1.1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Свобода и необходимость в человеческой деятельности..
1.1. Знать, понимать биосоциальную сущность человека.
Б
1
6
1.1. Деятельность человека. (Задание на обращение к социальным реалиям).
2.6. Решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
Б
1
7
1. Человек и общество
1.3. Деятельность человека и ее основные формы. Классификации деятельности.
2.5. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
Б
1
8
1. Человек и общество
1.3.Деятельность человека и ее основные формы.
Проблема познаваемости мира. (Задание на анализ двух суждений).
1.4. Знать, понимать особенности социально-гуманитарного познания
П
1
9
1. Человек и общество
1.7. Виды человеческих знаний
Чувственное и рациональное познание.
2.2. Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
Б
1
10
2. Сфера духовной культуры
 
2.3. Наука в жизни современного общества
2.3. Сравнивать социальные объекты, выявлять черты сходства и различия; суждения об обществе и человеке.
Б
1
11
1. Человек и общество
1.8. Понятие истины, ее критерии.
2.2. Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
Б
1
12
2. Сфера духовной культуры
2.1. Понятие культуры. Духовная культура. Формы и разновидности культуры.
2.2. Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
Б
1
13
4. Социальная сфера
4.1. Социальная структура общества. Социальные группы. Социальная стратификация. (Задание на анализ двух суждений).
1.3. Знать, понимать тенденции развития важнейших социальных институтов
П
1
14
4.2. Социальный статус. Социальная роль. (Задание на обращение к социальным реалиям).
2.5. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
Б
1
15
4.7. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
1.3. Знать, понимать тенденции развития важнейших социальных институтов
Б
1
16
3. Экономика и ее роль в жизни общества.
Вместо экономики нужно проверять позиции Федерального кодификатора 1.8, 1.16 (Системное строение общества. Общественный прогресс)
3.1. Экономика и экономическая наука. (1 вариант).
3.2. Факторы производства. Производительность труда. (2 вариант).
2.2. Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
Б
1
17
3.6.  Рынок и рыночный механизм. (Задание на обращение к графической информации).
2.7. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд).
Б
1
18
3.4. Экономические системы и собственность. (Задание на анализ двух суждений).
2.2. Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
П
1
19
6. Право, его роль в жизни общества и государства
 
6.2. Система российского права.
2.2. Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
Б
1
20
6.7. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. (Задание на анализ двух суждений).
2.3. Сравнивать социальные объекты, выявлять черты сходства и различия; суждения об обществе и человеке.
П
1
Часть II
21
1. Человек и общество.
1.11. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Системное строение общества. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. (Задание на осуществление выбора необходимых позиций из предложенного списка).
1.1. Сущность общества как формы совместной деятельности людей.
П
2
22
4. Социальная сфера
 
4.1. Социальная структура общества. Социальные группы. Социальная стратификация. (1 вариант)
4.4. Виды социальных норм.
Социальный контроль. (2 вариант)
(Задание на исключение лишнего
понятия из видового (родового) ряда).
2.5. Приводить примеры социальных объектов определенного типа. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
Б
1
23
6. Право, его роль в жизни общества и государства
 
6.6. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. (Задание на классификацию путем установления соответствия).
2.2. Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
П
2
24
2. Сфера духовной культуры
 
2.4. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в РФ. Тенденции развития образования в современном мире. Функции образования. (1 вариант).
2.5. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Функции религии. Мировые религии. (2 вариант).
(Задание на осуществление выбора необходимых позиций из предложенного списка).
2.1. Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли.
П
2
25
1. Человек и общество
1.13. Многовариантность общественного развития.
(Определение терминов и понятий,
соответствующих предлагаемому контексту).
2.7. Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам.
П
2
26
6. Право, его роль в жизни общества и государства
 
6.10. Судебная система. Судопроизводство. Правотворчество и правоприменение.
(Задание на определение последовательности понятий, представленных в перечне).
2.6. Решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
П
2
27
3. Экономика и ее роль в жизни общества
3.6. Рынок и рыночный механизм. (Задание на осуществление выбора необходимых позиций из предложенного списка).
2.7. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд)
П
2
28
2. Сфера духовной культуры
2.3. Наука в жизни современного общества. Формы  познавательной деятельности. Уровни и методы научного познания. (Задание на осуществление выбора необходимых позиций из предложенного списка при обращении к социальным реалиям).
2.1. Описывать, характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки
П
2
29
4. Социальная сфера
4.1. Социальная структура общества. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные лифты. (Задание на осуществление выбора необходимых позиций из предложенного списка при обращении к социальным реалиям).
2.1. Описывать, характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки
П
2
30
6. Право, его роль в жизни общества и государства
6.10. Правоохранительные органы. Судебная система
(Задание на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне).
2.4. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов.
Б
1
Всего заданий – 30, из них по типу заданий: с выбором ответа – 20; с кратким ответом – 10.
по уровню сложности: Б –17; П – 13.
Максимальный балл за работу – 38.
Общее время выполнения работы 60 мин.


 




[*] Жирным курсивом выделены элементы содержания, изучаемые на профильном уровне в курсе средней (полной) школы.
 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий